Каждый из нас всегда хочет чтобы его скутер ехал быстрее чем может, и выглядел лучше. Когда результат достигнут, то через какоето время, нам снова становится мало, и мы снова пытаемся как-то подправить положение. Прежде всего, скажу что тюнинг - это вложение денег в получение ощущений. Не в скутер. Как ни парадоксально, но скутер от этого не подоражает. Когда вы будете его продавать, то всем будет плевать что там внутри. Будут смотреть на внешний вид и цену. В продаже мы можем найти великое множество тюнинговых и стайлинговых компонентов ко многим скутерам, и естественно хочется всё это купить и поставить. Далее мы рассмотрим целесообразность этого, но для начала распишу самые основные ошибки. Я не биру в расчет тупости, такие как "расточил до 70 кубиков", "поставил китайский тюнинг" и т.д. Это заведомо бред, и я о нем даже говорить не буду. Разговор пойдет о фирменных дорогих компонентах и правильной установке.
Самые распространенние ошибки:
1. Купить говно, и пытаться зарядить его.
Это самая большая ошибка. Начиная тюнинговать, всегда помните, что это обойдется в круглую сумму, которая зачастую больше цены самого скутера. А купив тюнинг, он уже падает в цене. Получаемый эффект всегда будет гораздо менее ощутимый, чем потраченная на него сумма. Купив допустим, хонду Такт , нету смысла ее тюнинговать. Потому что вложив в нее еще 20 000р, она все-равно останется хондой такт. И рыночная цена ее поднимется не на 20 000р, а на 2-3. Вы получите гораздо лучший эффект, если продадите Такта, добавите сумму, которую хотели потратить на тюнинг, и купите скутер который будет уже на голову выше такта. Например Леада . Или что-нить другое, которое будет лучше во всём. От динамики, до внешнего вида и удобства. По-этому, если вы купили недорогой скутер, то просто ездийте на нем, а когда захочется большего - продайте. Что бы вы с ним не сделали, он все-равно останется по сути тем-же.
2. Щас, воткну 70сс и повалит.
Нет, не повалит. Вопреки всеобщему пофигизму, все элементы системы рассчитаны друг под друга, и под определенную нагрузку. Заменой одного узла никто никогда не обходился. Если вы поменяли поршневую на 70сс, то в обязательном порядке надо поменять карбюратор, на некоторых моделях впускной коллектор, глушитель, и желательно поставить длинную пару в редуктор и возможно коммутатор. И Обязательно снять маслонасос и лить масло в бензин. И заодно приготовьтесь к тому, что скутер перестанет заводиться со стартера. Вплоть до того, что стартер можно будет снять. Вместе с бендиксом и аккумулятором, и поставить маленький акк для сигналки, поворотников и сигнала.
Конечно, можно ездить и ничего этого не делать, но тогда вы просто либо не получите ожидаемого эффекта (КПД ваших новых деталей будет гораздо меньше положенного), либо вы убьете мотор.
Рассмотрим каждую замену подробно:
- Карбюратор необходимо поменять потому что вырос обьем поршневой и ее обороты, и теперь необходимо больше смеси. Смесь нужна не только для взрывов в цилиндре, но она еще и охлаждает и смазывает мотор. Со стандартным карбом хуже охлаждение и меньше смазки. Перегрев, клин.
- Впускной коллектор на Хондах узкий и длинный, не даст нормально работать новому карбюратору. Кроме того, родной лепестковый клапан хонд оставляет желать лучшего... Тоже мешает нормальному подводу смеси.
- Глушитель. Он рассчитан на 50 кубиков. С установкой 70сс на тех-же оборотах количество выхлопных газов увеличивается на 40%. Стандартный глушитель не дает отработавшим газам свободно выходить из цилиндра, и соответственно цилиндру наполняться новой смесью. Кроме того, плохая вентиляция цилиндра способствует перегреву. Горячие газы дольше остаются в системе.
- Длинная пара. Это как вторая передача в машине. Сколько кобыл под капот не засунь, а на первой и динамика хуже, и максималка. Зачем ехать 70, если можно ехать 90 на тех-же оборотах.
- Маслонасос рассчитан на определенное потребление бензина. С поршневой 70сс и новым карбюратором расход бензина увеличится, а расход масла останется такой-же. Следовательно будет маслянное голодание. Перегрев, быстрый износ, клин.
- Коммутатор на некоторых моделях ограничивает обороты двигателя. При тюнинге обороты поднимаются, следовательно коммутатор надо тоже ставить без ограничения.
Кроме того, не стоит забывать что вашь скутер стал быстрее, а его тормоза и подвеска рассчитаны на в полтора раза меньшую скорость.. Выбор за вами, но чтобы не чувствовать дискомфорт и опасность, лучше усилить тормоза и поставить хорошую вилку и аммортизатор . Теперь представьте, что всё это вы проделали с хондой Такт... Ну вы поняли...
3. Купить уже заряженный скутер.
Т.к. правильно тюнинговать скутера в ростове умеет от силы 10 человек, а мнит себя специалистом каждый третий, то получаем соответственный результат. На последних гонках вы видели, что соревноваться смогли только 5 скутеров... Остальные были для массовки. Несмотря на деньги, которые многие из них вложили в скутера, они были не конкурентоспособны. Попросту - не валили. По-этому покупать заряженный скут бессмысленно. Во-1, в него лезли скорее всего кривые руки и во-2 деньги в него вложены бездумно.
Наибольшую ценность для покупки представляет полностью стандартный хороший скутер, с минимальным пробегом, правильным обслуживанием и щадящей эксплуатацией.
Итак, предположим что у вас есть скутер. Для примера возьмем Дио или Джога. Вы уже ощутили как прекрасно и интересно на нем ездить, и не понимаете как раньше жили без скутера. Но вы на нем покатались сезон, вас полностью устраивает что он не ломается и кушает мало бензина, но вам надоело что вас все обгоняют, а вы никого не можете!!! Кроме того, вы телепаетесь в хвосте колонны на коллективных поездках искупаться и пожарить шашлыки. И вы решаете поставить тюнинг. Мы уже определили, что малой кровью тут не отделаться, и если что-то ставить, то минимальная сумма, которую прийдется на это потратить - 12-15000р.
Что вы получаете за эти деньги? При правильной установке и обкатке - ресурс 10-15 000км до замены поршневой, при условии исправности и хорошего состояния всех других деталей, использования хорошего масла, своевременной чистки фильтров, карба и т.д. Т.е. это как-бы идеальный вариант. На практике вы получите 7-10 000км. При активной езде это 2-3 месяца максимум. На самом деле, начав тюнинговать, вы будете периодически что-нибудь чинить и перенастраивать. Просто потому что остальные детали не рассчитаны. А Поставив саксофон и настроив вариатор на высокие обороты, ресурс значительно уменьшится, а количество ремонтов увеличится.
Оптимальный вариант для города я описал выше. В идеале это моментная труба, Леовинчи Туринг или СП3 , Полнощекий коленвал (малосси МХР, НРС), Карбюратор 21мм , Длинная пара, например Атена или Малосси , Поршневая Стэйдж6 стритрэйс или малосси спорт , впускной коллектор Стэйдж6 Биг вэлв и вариатор. В принципе китайский вариатор за 300р работает хорошо, но не факт что вы его купите. Для простых смертных вариатор стоит 3000р...
А теперь считаем, сколько надо потратить на ХОРОШИЙ тюнинг класса спорт, а не на компромиссный вариант.
Труба 4500р-5000.
Коленвал 6500р.
Карбюратор 3500р.
Редуктор 2500р.
Поршневая 3500-5500р.
Коллектор 1500р.
Вариатор 3000р.
Пару комплектов грузиков и пружинок для настройки 1000р.
Итого: 26000-28000р Это цена полноценного тюнинга класса спорт.
Тюнинг Рэйсинг или хай-энд вам обойдется примерно в 60 000р и 100 000р соответственно.
А теперь подумайте, стоит ли вкладывать такие деньги в дешевый скутер для еды по городу? (для гонок это отдельный вопрос) Я думаю - нет.
Эта сумма зачастую больше cтоимости самого скутера, т.е. продав скутер и добавив эти деньги, можно взять скутер в 2 раза дороже! Выбрав скут хорошо, вы получите динамику немного уступающую заряженному скуту, но вероятно бОльшую максималку, комфортнее подвеску, лучше эргономику, лучше состояние, свежее год, меньше пробег и лучшее состояние всех узлов...
Например, когда-то сделав так-же, и продав 2 хонды дио, одну из которых по-кусочкам, т.к. на ней стоял тюнинг, и в таком виде ее не покупали и на 1000р дороже стандартной (хотя тюна стояло на 13 000р), я купил Априлию, на которой сейчас и езжу. Это был скачёк на 4 головы вверх. Она в стандарте едет как тюнинговая дио, при этом с большим ресурсом, удобством, и всем остальным, не говоря о бортовом компе, электронной приборке, инжекторе, сверхчёткой подвеске и тормозах.... Какова цена? Она равна Хонде Дио + Хонде дио в тюнинге... А раница.... Контейнер дешевых скутеров не заменит одного такого.
Однозначный вывод о целесообразности тюнинга я сделать не могу. Это хобби, такое-же глупое, как и собирание всякого хлама, но при этом интересное. Да, это однозначно не практично, не выгодно и т.д. Но Это интересно. Так что прежде чем тюнинговать скутер, решите для себя, зачем вы это делаете, и готовы ли будете это делать дальше. Если нет, то и нечего затеваться. Просто смените скутер и не знайте проблем.